Культура псковских длинных курганов

 

Территория

Территория, где известны памятники культуры псковских длинных курганов (КПДК), охватывает значительную часть лесной зоны Восточной Европы. Это побережье Псковско-Чудского озера, бассейны рек Великой, Плюссы, Луги, верхнего течения Западной Двины, верхнего и среднего течения Ловати, Верхней Полы, озера в верховьях Волги, бассейны Мсты и Средней Мологи.

Рис. 1. Территория распространения КПДК. Три области культуры. 1 - западная, 2 - южная, 3 - восточная  (по: Исланова, 2016, рис. 5).Рис. 1. Территория распространения КПДК.

Локальные варианты

Территория, на которой распространены памятники КПДК, делится на три области (Михайлова, 2014, с. 192–200):
1) западная (бассейн Псковско-Чудского озера, реки Луга, Плюсса, верховья р. Великой, правобережье верхнего течения Западной Двины);
2) восточная (бассейны Мсты и Полы, Молого-Мстинское междуречье и Верхневолжские озера;
3) южная (бассейны Ловати, Двинско-Ловатское междуречье).

Хронология и периодизация

КПДК в своем развитии прошла три основных периода (Михайлова, 2014, с. 203–220).
I. Вторая половина / конец V в. – вторая четверть / середина VI в. – время формирования культуры.
II. Середина VI в. – рубеж VIII/IX вв. – основной период существования культуры. Он может быть разделен на две фазы: II А (вторая половина VI – VII в.) и II В (VIII в.). В фазе II В население уходит из южной области.
III. IX – начало XI в. – финальный этап развития КПДК. Количество памятников существенно уменьшается, территория культуры сокращается.

Краткая история изучения

Термин «культура псковских длинных курганов» впервые появился в 1968 г. в работе Е.А.Шмидта, когда он анализировал памятники Смоленского региона. В 1974 г. это наименование было использовано В.В.Седовым в своде погребальных памятников. Изначально название звучало как «длинные курганы кривичей» или «длинные курганы». Оно было дано из-за специфической вытянутой формы некоторых насыпей, хотя в тех же могильниках присутствуют и господствуют курганы иных форм – округлые, подпрямоугольные и комбинированные. По различиям в погребальном обряде, инвентаре и хронологии изначально единый массив длинных курганов был разделен на две крупные группы: смоленские (смоленско-полоцкие) и псковские (или псковско-новгородские).
Весомый вклад в изучение КПДК внесли А.А.Спицын, анализировавший эти древности еще в начале XX в., П.Н.Третьяков, С.А.Тараканова, М.В.Фехнер, М.Аун, Е.Н.Носов, В.А.Буров и другие исследователи. Большое внимание им уделял В.В.Седов, которого особенно интересовал вопрос этнической принадлежности носителей данной культуры. Современные представления о ее происхождении во многом базируются на работах В.Я.Конецкого, Н.В.Лопатина А.Г.Фурасьева. Вещевой комплекс и проблемы хронологии подробно рассмотрены Е.Р.Михайловой. Важное место материалы КПДК занимают в научном творчестве И.В.Ислановой.

Типы памятников

Основными типами памятников КПДК являются курганные могильники (известны более 260, раскопаны около 600 курганов) (рис. 2) и поселения. Поселения могут быть неукрепленными селищами (известны 58, исследованы 4) (рис. 3), и укрепленными городищами (известны 12, исследованы 7). Городища относятся к категории убежищ (рис. 4), как правило, расположены в скоплении («гнезде») объектов КПДК. В некоторых «гнездах» выявлены культовые камни-следовики. Возможно, у носителей КПДК были святилища.

Рис. 2а. Курганные насыпи из могильника КПДК Шитовичи. (фото И.В.Ислановой).Рис. 2а. Курганные насыпи из могильника КПДК Шитовичи. (фото И.В.Ислановой).Рис. 2б. Курганные насыпи из могильника КПДК Лауга. (фото И.В.Ислановой).Рис. 2б. Курганные насыпи из могильника КПДК Лауга. (фото И.В.Ислановой).Рис. 3. Раскопки поселения на оз. Съезжее (по: Носов, Плохов, 2016, рис. 14).Рис. 3. Раскопки поселения на оз. Съезжее (по: Носов, Плохов, 2016, рис. 14).Рис. 4. Планы городищ КПДК. 1– Новая Изоча; 2 – Щир; 3 – Люботежь; 4 – Заручевье; 5 – Турушино (по: Фурасьев, 1994, рис. 4).Рис. 4. Планы городищ КПДК.

Опорные памятники

Городища: Городок (Тверская область, бассейн р. Шлина), Сторожинец (Псковская область, Чудское озеро) Турушино (Псковская область, Пустошкинский район), Полибино (Псковская область, р. Ловать).
Курганные могильники: Казиха (Псковская область, бассейн р. Великой), Дорохи, Полибино (Псковская область, бассейн р. Ловать), Жеребятино, Володи (Псковская область, восточная часть Псковско-Чудского бассейна), Которск, Березицы (Псковская область, бассейн р. Плюсса), Лоози, Рысна-Сааре (юго-восточная Эстония, западная часть Псковско-Чудского бассейна), Гринино 1 и 2 (Тверская область, верховья р. Волга), Шихино (Тверская область, бассейн р.Волчина), Куреваниха III (Новгородская область, бассейн р. Молога), Любахин I (Тверская область, бассейн Средней Мологи).
Селища: Горка (Псковская область, Гдовский район, бассейн р. Плюсса), Городок 1 (Тверская область, бассейн Верхней Мсты), Съезжее (Новгородская область, бассейн р. Молога), Кобылья Голова, Заречье (Новгородская область, бассейн Средней Мсты), Глыби 2 (Тверская область, бассейн Верхней Мсты).

Положение памятников в рельефе

По мнению И.В.Ислановой, памятники КПДК, в отличие от большинства культур, располагаются не сплошным непрерывным массивом, а «пятнами» или «микрорегионами». Участки, которые они занимают, имеют песчаные почвы и расположены, как правило, не на основных водных артериях, а в «глубинке» – на озерах, протоках, небольших речках. И поселенческие, и погребальные объекты приурочены к берегам водоемов (в том числе ныне заболоченных). Могильники сооружались чаще всего за поселениями, дальше от воды, на более возвышенном участке. Одному поселению могли соответствовать несколько курганных могильников (рис. 5).

Рис. 5. Ситуационные планы размещения селищ и могильников КПДК (по: Исланова, 2016, рис. 18).Рис. 5. Ситуационные планы размещения селищ и могильников КПДК.

Планиграфия памятников

Поселения КПДК относительно небольшие: от 1 тыс. кв. м и менее до 6 тыс. кв. м. Более крупные селища (от 10 тыс. кв. м), как правило, являются многослойными, имеющими культурные отложения нескольких эпох. Памятники могут образовывать скопления-«гнезда» (распадающиеся, в свою очередь, на «кусты»), включающие как укрепленные, так и неукрепленные поселения, культовые объекты. К примеру, на р. Шлине (Россия, Тверская область, регион Валдая) В.А.Буровым выделено два крупных «гнезда»: одно – у истоков реки, площадью около 16 кв. км., другое – ниже по течению, площадью около 11 кв. км (рис. 6) (Буров, 1993, с. 20, 23, 24). В центре «гнезд» расположено городище со слоем позднедьяковского времени, по В.А.Бурову – своеобразный «родоначальный центр». Схожая картина наблюдается и в других частях ареала КПДК.

Рис. 6. Два «гнезда» памятников на р. Шлина. а – селище; б – городище; в – одиночный круглый курган; г – курганный могильник; д – одиночный длинный курган (по: Буров, 1993, рис. 1).Рис. 6. Два «гнезда» памятников на р. Шлина.

Традиции домостроительства

Жилища КПДК представляли собой наземные срубные постройки размерами 3,5 × 3,5, 4–5 × 4,5–5, 5 × 7 м. Отопительными сооружениями служили печи-каменки или ямные очаги. В постройках выявлены хозяйственные ямы глубиной 0,4–0,5 м (Исланова, 2006, с. 63–73).

Погребальный обряд

На территории КПДК распространена кремация на стороне, когда тело умершего сжигалось, а остатки переносились с погребального костра. Они помещались: 1) россыпью; 2) грудой; 3) в ямке; 4) в сосуде-урне. Кремированные кости могли находиться и в иных, не сохранившихся емкостях (деревянных, кожаных, тканевых). Они располагались по-разному: 1) в основании курганной насыпи; 2) в ее «теле»; 3) на вершине. Встречаются также грунтовые захоронения в материковых ямках, совершенные вне насыпей, в межкурганном пространстве. Под курганами в ряде случаев зафиксированы остатки деревянных конструкций – обгоревшие доски или бревна, крупные куски угля (рис. 7) (Исланова, 2006, с. 46–48). Вместе с останками людей можно найти кремированные кости животных: собак, крупного рогатого скота, птиц, медведя.
Насыпи могли возводиться как одномоментно, так и поэтапно. Выделяется четыре их основных типа (Михайлова, 2009, рис. 5) (рис. 8).
1) Низкие плоские подквадратные размерами 4–5 × 4–5 м и высотой до 0,5 м. С таким первоначальным курганом почти всегда связаны одно-два захоронения, расположенные примерно в его геометрическом центре (рис. 8: 1).
2) Низкие плоские длинные, имеющие ширину 5–6 м и длину, превышающую ширину в 2–4 раза. Захоронения в таких удлиненных низких курганах обычно сосредоточены в центре насыпи (как первоначальной, так и каждой последующей секции) (рис. 8: 2).
3) Плоские округлые, диаметром 15–20 м и высотой 0,5–1 м. Как правило, являются так называемыми курганами-платформами: погребения впускались в уже готовую насыпь, группировались вокруг центра или располагались в линию, проходящую через центр насыпи (рис. 8: 3).
4) Высокие округлые, диаметром 9–14 м и высотой 0,7–1,4 м. С самого начала возводились высокими и последующим изменениям в большинстве случаев не подвергались; в основном имели одно захоронение в ямке, впущенной в вершину насыпи (рис. 8: 4).
Кроме того, известны курганы длиной 80 (Подол), 95 (Тросно Большое и Адерево), 120 (Арнико) и 160 м (Белое) (Седов, 1974, с. 15), а также крупные сопковидные насыпи высотой около 4 м и диаметром в основании около 44 м (Кузнечиха 2 и Овсище 1).
На вопрос, почему население начало сооружать земляные погребальные насыпи, однозначного ответа пока нет. В.В.Седов полагал, что новый обряд произошел от традиции хоронить умерших на невысоких природных всхолмлениях (Седов, 1974, с. 41). По мнению Н.В.Лопатина и А.Г.Фурасьева, он мог быть заимствован у носителей культуры восточнолитовских курганов (Лопатин, Фурасьев, 2007, с. 284, 285). В.Я.Конецкий считает, что имело место «объединение» двух разнородных элементов: обычая насыпать курганы, пришедшего с запада, и традиции устраивать деревянные погребальные сооружения, так называемые домики мертвых, распространенной в раннем железном веке. Основой для такого предположения стало наличие в КПДК прямоугольных и подквадратных курганов и выявление в насыпях и в их основаниях деревянных конструкций (Конецкий, 1997, с. 223).

Рис. 7. Остатки сгоревшей деревянной конструкции под курганной насыпью. Могильник Гринино 2, курган 2 (по: Олейников, 2013, рис. 11).Рис. 7. Остатки сгоревшей деревянной конструкции под курганной насыпью. Рис. 8. Основные типы курганных насыпей. 1 – низкие плоские подквадратные / круглые; 2 – низкие плоские длинные; 3 – плоские округлые; 4 – высокие округлые  (по: Михайлова, 2009, рис. 5).Рис. 8. Основные типы курганных насыпей.

Керамический комплекс

О керамических и вещевых материалах, характерных для КПДК, можно судить по артефактам, обнаруженным преимущественно в погребальных памятниках и в меньшей степени – на поселениях, которые пока еще недостаточно изучены археологами. Носители культуры использовали исключительно лепные сосуды различных форм: слабопрофилированные и S-образные с перегибом тулова в верхней части (рис. 9: 6), раскрытые очень слабо профилированные с едва намеченной шейкой (рис. 9: 3), раскрытые S-видные с характерной утоньченной (сжатой) шейкой (рис. 9: 1), ребристые слабопрофилированные (рис. 9: 4). На поселениях многочисленна посуда (баночные и хорошо профилированные формы), выполненная в традициях автохтонного населения, проживавшего здесь в предшествующие периоды. В восточной области культуры встречена также керамика, являющаяся «развитием» посуды так называемого мощинского круга (рис. 9: 2), которая появилась здесь в конце второй четверти I тыс. н.э. Местных корней она не имела.

Рис. 9. Лепная керамика культуры псковских длинных курганов.Рис. 9. Лепная керамика культуры псковских длинных курганов.Рис. 10а. Лепные сосуды из памятников культуры длинных курганов – Гринино 2, курган 2 (фото И.В.Ислановой).Рис. 10а. Лепные сосуды из памятников культуры длинных курганов.Рис. 10б. Лепные сосуды из памятников культуры длинных курганов – Иваньково, курган 19 (фото И.В.Ислановой).Рис. 10б. Лепные сосуды из памятников культуры длинных курганов.Рис. 10в. Лепные сосуды из памятников культуры длинных курганов – Яблонька 3, курган 2 (фото И.В.Ислановой).Рис. 10в. Лепные сосуды из памятников культуры длинных курганов.

Вещевой комплекс

Вещевой инвентарь, происходящий из памятников КПДК, немногочислен, представлен в основном в погребальных объектах. Это украшения и элементы костюма, бытовые изделия, детали конской сбруи, изредка – предметы вооружения (рис. 11). Набор находок варьируется в зависимости от территории и хронологических рамок выделяемых в развитии культуры периодов. Одна из наиболее специфичных для КПДК форм, широко распространенная во времени и пространстве, – небольшие выпуклые бляшки-скорлупки, изготовленные из тонкого листа бронзы (рис. 12). Они были приспособлены для крепления к ткани или коже и украшали поясные и уздечные наборы, могли нашиваться на одежду (Михайлова, 2014, с. 46–50). Только в западной части ареала культуры найдены овальные или округлые каменные кресала (рис. 11: 15), пластинчатые браслеты с продольными ребрами (рис. 15: 4), сердоликовые бусы, булавки, подковообразные застежки, большинство пинцетов (рис. 11: 11) и ножей с уступами при переходе от лезвия к черенку (рис. 18: 5–7). Для восточной области характерны крестовидные накладки на конскую сбрую (рис. 11: 2), узколезвийные топоры (рис. 18: 8, 9), пластинчатые кресала (рис. 11: 12–14), ножи с прямыми спинками (рис. 18: 1–3); здесь известно гораздо больше, чем в западной части, пестрых мозаичных (крапчатых) бус и браслетов с расширенными концами (рис. 15: 1–3). Обоймицы от головных венчиков в восточной части ареала КПДК отличаются от найденных в западной части прямоугольной формой и орнаментом из выпуклых концентрических кружков в центре и точек по продольным краям (рис. 11: 1, 3, 4).
Вещи, бытовавшие в относительно короткие промежутки времени, служат так называемыми хронологическими индикаторами и используются при выделении и датировке периодов существования КПДК. Большинство их имело импортное происхождение.
Для периода (фазы) I это гребни с горбатой спинкой, округлые бронзовые пряжки с хоботковидным язычком, имеющим поперечное рифление, пряжки с рифленой В-образной рамкой, крапчатые (мозаичные) стеклянные бусы, округлые бусы из глухого темно-красного стекла, своеобразные асимметричные свернутые в полтора оборота браслеты (типа Володи) (рис. 13).
В периоде II для фазы II А хронологическими индикаторами являются пряжки с D-образной и полой В-образной рамками, язычки пряжек с расширением-щитком у основания, пластинчатая ременная гарнитура, узкие прямоугольные поясные накладки (рис. 14), литые браслеты с расширяющимися концами, пластинчатые браслеты с продольным ребром, пельтовидные (с загнутыми внутрь и закрученными в спираль крайними «рогами»; по форме они напоминают пельты – фракийские щиты) привески шейные гривны (рис. 15). Для фазы II В характерны сложные головные венчики с проволочными пряжками, полихромные мозаичные стеклянные и шарообразные сердоликовые бусы, пластинчатые браслеты с геометрическим узором (рис. 16).
Комплексы периода (фазы) III выделены по наличию предметов, свойственных складывающейся древнерусской культуре. Это проволочные височные кольца, широкорогие лунницы, трапециевидные привески, призматические сердоликовые и некоторые виды стеклянных бус (рис. 17).

Рис. 11. Вещевой инвентарь КПДК. 1 – фрагмент венчика из бляшек-обоймиц и пронизок; 2 – крестовидная накладка на сбрую; 3–9 – бляшки-обоймицы; 10 – пряслица; 11 – пинцет; 12–14 – пластинчатые кресала; 15 – овальное кресало; 16–20 – стрелы; 21 – шпора; 22 – фрагмент удил; 23 – фрагменты льячки; 24 – литейная форма. 1 – Шихино, к. 1; 2 – Шихино, к. 25; 3 – Ладыгинский Бор, к. 4; 4 – Плёсо 2, к. 4; 5 – Берёзно 1, к. 6, п. 1; 6 – Берёзно 1, к. 18, п. 1; 7 – Репьи, п. 5; 8 – Стёпаново 3, к. 28, п. 1; 9, 10, 24 – Городок 1; 11 – Рысна-Сааре II, к. 6, п. 1; 12 – Шихино, к. 25, п. 1; 13 – Шихино, к. 25, п. 3; 14 – Куреваниха III, к. 5; 15 – Берёзно 1, к. 4, п. 2; 16 – Векошане, к. 2; 17 – Сторожинец, к. 2; 18 – Сторожинец, к. 25; 19 – Рышево, к. 2, п. 5; 20 – Каменка, к. 3, п. 2; 21 – Дорохи IV, к. 1, п. 1; 22 – Жеребятино, к. 1, п. 1; 23 – Подол 1, п. 1 (по: Исланова, 2016; 2019).Рис. 11. Вещевой инвентарь КПДК.Рис. 12. Бляшки-скорлупки. 1 – Шихино, к. 25 (по: Исланова, 2019, рис. 174); 2 – Горско (по: Михайлова, 2014, рис.  7).Рис. 12. Бляшки-скорлупки. Рис. 13. Хронологические индикаторы фазы I. 1 — гребень с горбатой спинкой; 2–4 – пряжки с круглой рамкой и хоботковым язычком с рифлением; 5 – браслет типа Володи; 6 – наконечник ремня с коническим окончанием; 7–10 – пряжки с рифленой В-образной рамкой. 1 – Подол I, к. 1, п. 3; 2 – Полибино, к. 2; 3 – Потерпелицы I, к. 10, п. 13; 4 – Городня, к. 2, п. 2; 5 – Володи, к. 2, п. 4; 6 – Володи, к. 1, п. 1А; 7 – Линдора I, к. 9; 8 – Усть-Белая IV, к. 6, п. 1; 9 – Рысна-Сааре II, к. 9; 10 – Полибино, к. 21, п. 1 (по: Михайлова, 2014, рис. 52).Рис. 13. Хронологические индикаторы фазы I.Рис. 14. Хронологические индикаторы фазы IIA. Детали поясного набора. 1 — пряжка с простой D-образной рамкой; 2, 3 – пряжки с сердцевидной рамкой; 4–6 – литые язычки пряжек с массивным щитком у основания; 7, 8 – пряжки с полой В-образной рамкой; 9 – пряжка с рамкой с выделенным ложем для язычка; 10 — прямоугольная накладка с вогнутыми продольными сторонами. 1 – Дорохи I, к. 9, п. 6; 2 – Любахин I, к. 6, п. 1; 3 – Рысна-Сааре II, к. 6, п. 1; 4 – Светлые Вешки, к. 3, п. 3; 5 – Рысна-Сааре I, к. 8, п. 9; 6 – Куреваниха III, к. 16, п. 5; 7 – Липицы, к. 11, п. 1; 8 – Рапти-Наволок III, к. 21; 9 – Куреваниха III, к. 15, п. 2; 10 – Берёзовский Рядок, к. 5, п. 5 (по: Михайлова, 2014, рис. 53).Рис. 14. Хронологические индикаторы фазы IIA.Рис. 15. Хронологические индикаторы фазы IIA. 1–3 – литые браслеты с утолщенными концами; 4 – браслет с продольными «ребрами»; 5, 6 – шейные гривны; 7 — миниатюрная литая пельтовидная лунница; 8, 9 – пластинчатые пельтовидные привески. 1 – Шихино, к. 16, п. 2; 2 – Обрынь, к. 6; 3 – Репьи, п. 6; 4, 5 – Городня, к. 13, п. 3; 6 – Шихино, к. 30, п. 3; 7 – Берёзно I, к. 15, п. 1; 8 – Горско, высокий курган; 9 – Рысна-Сааре II, к. 2, п. 4 (по: Михайлова, 2014,  рис. 54).Рис. 15. Хронологические индикаторы фазы IIA. Рис. 16. Хронологические индикаторы фазы IIВ. 1 — сложный головной венчик с проволочной пряжкой; 2, 3 — пластинчатый браслет с геометрическим орнаментом; 4 — уплощенно-шарообразная бусина. 1 – Казиха, к. 19; 2, 3 – Куреваниха III, к. 16, п. 2; 4 – Репьи, п. 6 (по: Михайлова, 2014, рис. 55).Рис. 16. Хронологические индикаторы фазы IIВ.Рис. 17. Хронологические индикаторы фазы III. 1–4 – проволочные височные кольца; 5 – сердоликовая14-гранная бусина; 6 – гладкая широкорогая лунница; 7 — пятиугольная обоймица для крепления привески к височному кольцу; 8 — гладкая трапециевидная привеска. 1, 2 – Которск XII, к. 1, п. 16; 3 – Казиха, к. 21, п. 1; 4 – Которск IV, к. 1, п. 1; 5 – Березицы VI, грунт. п. 1; 6 – Которск XII, к. 1, п. 7; 7 – Репьи, п. 2; 8 – Репьи, п. 7 (по: Михайлова, 2014, рис. 56).Рис. 17. Хронологические индикаторы фазы III.

Хозяйство, занятия населения; устройство общества

Носители традиций КПДК занимались ручным земледелием и скотоводством (Конецкий, Самойлов, 2000, с. 265, 270). Земледелие было в основном подсечным, из-за сильной увлажненности климата такой способ позволял собрать достаточный урожай на песчаных почвах. Животноводство имело придомную форму с вольным выпасом скота, основными пастбищами служили участки мелколесья по берегам лесных речек и в низинах, пойменные заливные луга. Важную роль в хозяйстве играли охота, рыболовство и собирательство. Основной объект мясной охоты – лось. Рост численности этих животных был напрямую связан с тем, что население занималось подсечным земледелием, в результате чего поля зарастали молодым сосняком.
На поселениях КПДК выявлены объекты производственно-хозяйственной деятельности, связанной в основном с литейным и железоделательным производством (Исланова, 2006, с. 73; Попов, 2009, с. 226). Найдены литейные формочки, тигли, льячки (глиняные ложечки для разлива жидкого цветного металла) (рис. 11: 23, 24), крицы, многочисленные железные шлаки. Существовало кузнечное ремесло; большинство изделий изготавливалось простейшими способами, при помощи свободной ручной ковки в горячую (рис. 18).

Рис. 18. Вещевой инвентарь КПДК. 1–7 – ножи; 8–10 – топоры. 1 – Которск XII, к. 1, п. 1б; 2 – Плёсо II, к. 4, п. 4; 3 – Которск XII, к. 6, п. 3; 4 – Любахин 1, к. 6, п. 1; 5 – Городня, к. 19, п. 1; 6 – Которск IV, к. 1, п. 2; 7 – Которск XII, к. 1, п. 1; 8 – Стёпаново III, к. 23, п. 2; 9 – Чагода I, к. 2; 10 – Плёсо III, к. 4, п. 4 (по: Михайлова, 2014, рис. 30; 31; 37).Рис. 18. Вещевой инвентарь КПДК.

Происхождение

Происхождение КПДК до настоящего времени является предметом дискуссии. Исследователи придерживаются нескольких основных мнений:
1) КПДК появилась на основе местных прибалтийско-финских (К.С. Лаул, Г.С. Лебедев, М. Аун, В.И. Конецкий) или днепро-двинских (А.М. Микляев, А.Н. Мазуркевич, В.С. Короткевич) древностей;
2) возникла в результате миграции из верхнеднепровских и верхнедвинских земель населения тушемлинской культуры (Р.С. Минасян, Е.Н. Носов);
3) развилась из памятников типа Заозерье, оставленных одной из групп носителей киевских протославянских традиций (Н.В. Лопатин, А.Г. Фурасьев);
4) это новая культурная общность, сложившаяся в результате интеграции и постепенной славянизации пришлого разноплеменного населения и местных финнов (В.В. Седов).
В целом современные представления о КПДК рисуют ее как многокомпонентный культурный массив. Его основу составляло местное прибалтийско-финское население, но оно подверглось сильному влиянию «южных» традиций, возможно, в результате переселения на территорию КПДК выходцев из бассейнов Западной Двины и Верхнего Поднепровья.

Дальнейшая судьба

В течение XI в. происходит смена погребального обряда, вместо кремаций распространяются древнерусские христианские ингумации, и памятники КПДК постепенно исчезают. Проживавшее на данной территории население вошло в состав Древней Руси, но характерные для него особенности керамического и вещевого комплекса в древнерусской культуре прослеживаются слабо.

Обзор подготовлен З.Д.Ющенко (ГАУГН) на основе авторского текста с.н.с. ИА РАН, д.и.н. И.В.Ислановой

Литература

Аун М. Археологические памятники второй половины I тысячелетия н.э. в Юго-Восточной Эстонии. Таллинн: ОЛИОН, 1992. 200 с.

Буров В.А., Розанова Л.С. К технологической характеристике кузнечных изделий с селища культуры длинных курганов Городок 1 на р. Шлине (Валдай) // Краткие сообщения Института археологии. Вып. 214. 2003. С. 104-111.

Буров В.А. Памятники культуры длинных курганов на верхней Шлине // Археологические памятники на Верхней Волге. Тверь, 1993. С. 9-25

Исланова И.В. Раннесредневековые группы памятников на Северо-Западе Восточной Европы // Раннесредневековые древности лесной зоны Восточной Европы (V–VII вв.) / Отв. ред. А.М.Обломский, И.В.Исланова. М.: ИА РАН, 2016. С. 136–220 (Раннеславянский мир. Вып. 17).

Исланова И.В. Удомельское Поозерье в эпоху железа и раннего средневековья. М.: Эдиториал УРСС, 1997. 302 с.

Исланова И.В. Верхнее Помостье в раннем средневековье. М.; Тверской государственный университет, 2006. 286 с.

Исланова И.В. О поздних погребальных памятниках в восточной области культуры псковских длинных курганов // Краткие сообщения Института археологии. Вып. 251. 2018. С. 237-248.

Исланова И.В. Культурно-исторические процессы во II–VIII вв. н.э. в бассейнах Верхней Волги и Верхней Мсты. Дисс. … докт. ист. наук. М., 2019. 697 с.

Конецкий В.Я. Славянская колонизация северо-запада в отечественной исторической и археологической литературе // Новгород и Новгородская земля: История и Археология. Вып. 12 / Отв. ред. В.Л.Янин. Новгород: Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, 1998. С. 226–241.

Конецкий В.Я., Самойлов К.Г. Хозяйство носителей культуры длинных курганов: проблема структурности // Новгород и Новгородская земля. История и археология / Отв. ред. В.Л.Янин. Вып 14. Великий Новгород, 2000. С 261–275.

Конецкий В.Я. К вопросу о формировании культуры длинных курганов // Новгород и Новгородская земля: История и Археология. Вып. 11 / Отв. ред.  В.Л. Янин. Новгород: Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, 1997. С. 213–225.

Конецкий В.Я.  Этнокультурные процессы второй половины 1 тыс. н.э. на Северо-Западе: итоги и перспективы изучения // У истоков русской государственности. Историко-археологический сборник / Отв. ред. Е.Н.Носов, А.Е.Мусин. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2007. С. 256–267.

Лопатин Н.В., Фурасьев А.Г. Северо-Запад России и Север Белоруссии // Восточная Европа в середине I тысячелетия н.э. / Отв. ред. И.О.Гавритухин, А.М.Обломский. М.: ИА РАН, 2007. С. 276–300 (Раннеславянский мир. Вып. 9).

Лопатин Н.В., Фурасьев А.Г. Северные рубежи славянского мира в III–V веках н.э. М.: ИА РАН, 2007. 251 с. (Раннеславянский мир. Вып. 8).

Мальм В.А., Фехнер М.В. Об этническом составе населения Верхнего Поволжья во 2-й половине I тысячелетия н.э. // Экспедиции Государственного Исторического музея. Доклады на сессии Ученого совета ГИМ. 5–7 февраля 1969 г. / Ред. В.П.Левашова. М., 1969. С. 159–192.

Михайлова Е.Р. О так называемых погребальных площадках в культуре длинных курганов // Новгород и Новгородская земля: История и археология. Вып. 7 / Отв. ред. В.Л. Янин. Новгород, 1993. С. 70–78.

Михайлова Е.Р. Культура псковских длинных курганов. Проблемы хронологии и развития материальной культуры. Дисс. … канд. ист. наук. СПб., 2009.

Михайлова Е.Р. Вещевой комплекс культуры псковских длинных курганов. Типология и хронология. Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishimg, 2014. 427 с.

Носов Е.Н. Некоторые общие вопросы изучения погребальных памятников второй половины I тысячелетия н.э. в Приильменье // Советская археология.  № 1. 1981. С. 42–56.

Носов Е.Н. Проблема изучения погребальных памятников Новгородской земли (к вопросу о славянском расселении) // Новгородский исторический сборник. Вып. 1 (11). Л., 1982. С. 62–63.

Носов Е.Н. К вопросу о сложении погребального обряда длинных курганов // Краткие сообщения Института археологии. Вып. 179. 1984. С. 11–17.

Носов Е.Н., Плохов А.В.  Поселение и могильник на озере Съезжее // Раннесредневековые древности лесной зоны Восточной Европы (V–VII вв.) / Отв. ред. А.М.Обломский, И.В.Исланова. М.: ИА РАН, 2016. С. 349–349 (Раннеславянский мир. Вып. 17).

Олейников О.М. Лепная керамика населения Тверского Поволжья второй половины I тысячелетия н.э. // Тверской археологический сборник. Вып. 5 / Отв. ред. И.Н.Черных. Тверь: Тверская областная типография, 2002. С. 520–549.

Олейников О.М. Курганная группа Гринино 2 (Тверская область, Осташковский район) // Тверской археологический сборник. Вып. 9 / Отв. ред. И.Н.Черных. Тверь: ООО «Издательство «Триада», 2013. С. 482–496.

Попов С.Г. Раннесредневековая система расселения на средней Плюссе // Археология и история Пскова и Псковской земли. Семинар имени академика В.В. Седова. Материалы 54-го заседания / Отв. ред.  И.К.Лабутина. Псков, М.: ИА РАН, 2009. С. 218–234.

Седов В.В. Длинные курганы кривичей.  М.: Наука, 1974. 94 с. (Свод археологических источников. ЕI–8).

Седов В.В. Древнерусская культура: Историко-археологическое исследование. М.: Языки русской культуры, 1999. 320 с.

Седов В.В. Славяне: Историко-археологическое исследование. М.: Языки славянской культуры, 2002. 624 с.

Фурасьев А.Г. Городища-убежища второй половины I тысячелетия н.э. // Петербургский археологический вестник. № 9 / Отв. ред. Б.С.Короткевич, А.Н.Мазуркевич. СПб., 1994. С. 143–150.

Шмидт Е.А. О смоленских длинных курганах // Славяне и Русь / Отв. ред. К.И.Крупнов. М.: Наука, 1968. С. 224–229.